Примерно 400 лет назад в Японии изменился стиль женской прически:
женщины перестали причесывать волосы в традиционной форме – taregami
( длинные прямые волосы), а стали укладывать в затейливые и причудливые
формы - nihongami. Для укладки волос использовали различные предметы –
шпильки, палочки, гребни. Именно тогда простая расческа-гребень
превращается в изящный необыкновенной красоты аксессуар, который
становится настоящим произведением искусства. Японские
kushi (гребни) и
kanzashi (шпильки) стали выражением женского характера, социального положения и
семейного статуса. Глядя на женскую прическу, можно было сказать, к
какому социальному классу принадлежит женщина, была ли она в браке или
одинока, ее возраст и, даже, сколько у нее детей. Таким образом,
украшения для волос стали играть очень важную роль в гардеробе японской
женщины. Зачастую затраты на украшение волос превышали стоимость самого
дорогого расшитого шелкового кимоно. До начала современной эпохи,
декоративные гребни и шпильки, известные под общим именем
kanzashi, были важной частью японской моды и социальной культуры.Сейчас
канзаши чаще всего носят невесты и те, кто надевает кимоно, люди,
связанные с кимоно ввиду своей профессии, такие как гейши, таю и юдзо
или знатоки японских традиций, на японской чайной церемонии и во время
создания икебаны. Однако в настоящее время наблюдается возрождение
традиций использовать канзаши среди молодых японских женщин, которые
желают добавить изящности и элегантности своим прическам.Канзаши
изготовляются из широкого диапазона материалов, таких как лакируемое
дерево, золото и серебро, различные металлы (зачастую покрытые серебром
или золотом), панцири черепах и шелка, впрочем, сейчас стали
производить канзаши из пластмассы. Есть много вариантов и много стилей
ношения канзаши. Способ, которым гейша носит свои украшения для волос,
немедленно указывает на ее статус для информированной аудитории;
количество и месторасположения канзаши в прическе строго
регламентировано. Майко (ученица гейши) обычно носит гораздо больше
украшений на голове, чем старшая гейша.
Виды канзаши Bira bira - они составлены из металлических полос, прикрепленных колечками к
основе украшения. Полоски при этом двигаются независимо, приятно
позванивая. Иногда звук дополнительно подчеркивается колокольчиками.
Kogai (меч) – изготавливаются из натурального или
искусственного панциря черепахи или других материалов, таких как
керамика или металлы. Они часто продаются как набор с приложенным
гребешком.
Kushi – это гребень, а не шпилька как большинство
канзаши. Они обычно представляют собой округлые гребешки, сделанные из
панциря черепахи или лакируемого дерева, часто инкрустированные
перламутром или золотом. Декоративная часть гребня обычно
делается широкой, чтобы обеспечить максимальную площадь для нанесения
рисунка, который, во многих случаях, будет простираться и на зубцы.
Кроме
того, есть гребни называемые hanagushi. К деревянной основе гребня
крепятся лепестки цветов сделаные из свернутых кусочков шелка.
Kanoko Dome - обильно украшен драгоценными и полудрагоценными камнями или жемчугом.
Обычно изготовляется из серебра, панциря черепахи, нефрита или коралла.
Большая часть их имеет округлую форму, однако встречаются и версии в
виде цветов и бабочек. Kanoko Dome обычно имеет два зубца, которые
позволяют надежно закрепить его в волосах.
Ogi - представляет собой металлический канзаши в форме веера,
закрепляющийся длинной шпилькой. Их обычно носят маико, а самые юные из
них - по две штуки
Hira-uchi-Kanzashi - деревянные (цельные или раздвоенные) с плоским круглым украшением
Tama-Kanzashi - самые распространенные, украшены шариком (тама)
Yoshichoh - раздвоенная шпилька. Обилие подобных шпилек, сделанных из панциря черепахи, - одна из ярчайших черт облика таю (ойран).
Особое место среди канзаши занимают
Hana kanzashi - цветочные
украшения: шпильки, заколки, палочки и гребни с шелковыми цветами. Они
создаются японскими мастерами из квадратов шелка техникой, известной как
tsumami (складывание). Каждый квадрат ткани, свернутый при помощи
щипцов, превращается в один лепесток цветка. Они присоединяются к
основе, чтобы создать целые цветы, или собираются с помощью шелковой
нити, чтобы получилась последовательность цветов.Современные мастера не стесняются использовать и новые темы - конфеты, сердца и черепа - всё идёт в ход.